Дело об отрезанной голове и другие расследования ветерана МВД

978
Анатолия Николаевича Бережного знали многие – он 26 лет проработал он в уголовном розыске Карпинска, Краснотурьинска и Волчанска, три года возглавлял Волчанский городской отдел милиции. На его счету десятки раскрытых тяжких уголовных преступлений, проделана огромная работа по профилактике преступности. Фото: отдел полиции "Краснотурьинский" На счету ветерана уголовного розыска - десятки раскрытых преступлений, проделана огромная работа по профилактике преступности. Фото предоставлено  отделом полиции "Краснотурьинский" На его счету десятки раскрытых тяжких уголовных преступлений, проделана огромная работа по профилактике преступности. Детдомовский воспитанник Бывший детдомовский воспитанник, Анатолий пос­ле учебы в техучилище при Ирбитском мотозаводе и службы в армии приехал в Карпинск к единственным родственникам, кого он знал, – бабушке и тетке. Тут же пошел в ОВД оформлять паспорт. Тогда-то и заметил начальник Карпинской милиции Владимир Альфредович Корсак крепкого, с хорошо развитой мускулатурой, самостоятельного парня. Разговори­лись, и Владимир Альфредович узнал, что Анатолий и талантами не обделен – хорошо играет на баяне (единс­твенный из выпускников карпинского детского дома тех лет, окончивший музыкальную школу), прекрасный танцор, к тому же не курит.
«Вот таких бы хлопцев к нам на службу, да поболь­ше!» – подумал тогда Владимир Альфредович и при­гласил бывшего служивого на работу в ОВД. Анатолий обещал поду­мать. Решился только через месяц. Пришел в отдел: – Ну что, не раздумали еще человека с улицы на ра­боту взять? – Это почему же с улицы? Направим тебя учиться, получишь образование – специалистом будешь.
После окончания трехмесячных курсов во Всесоюз­ной секретной школе в Новочеркасске Анатолий был назначен на службу в уголовный розыск оперативным инспектором по делам несовершеннолетних. А в 1970 году, чувствуя, что образования стало не хватать, Ана­толий поступил в Свердловскую высшую школу мили­ции Академии МВД СССР. Анатолий Николаевич всю жизнь тянулся к знаниям, не стеснялся перенимать ценный опыт у старших товарищей. Причем был очень способным учеником – в 1974 году старшего лейтенанта милиции Бережного как лучшего инспектора УГРО направили в Кишинев на Всесоюзное совещание лучших инспекторов страны. На этом совещании он был единственным делегатом от Свердловской области и даже выступал с докладом. Домой вернулся с почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, врученной ему за высокие показатели в работе с несовершеннолетними. И звание «Лучший инспектор уголовного розыска Свердловской области» Бережной удерживал еще три года. Подвела смазка в ванной В 1983 году Анатолий Николаевич был переведен в Краснотурьинский уголовный розыск. В арсенале оперуполномоченного Бережного среди многих раскрытых им уголовных преступлений числится и знаменитое, ужасное по своей жестокости и дерзости дело «о жен­ской голове», наделавшее в 80-х годах много шума в близлежащих городах. Отчлененная от тела голова 35-летней женщины, упакованная в картонную коробку, была найдена на же­лезнодорожном вокзале Краснотурьинска. По этому факту немедленно было возбуждено уголовное дело, за расследование которого взялась группа сотрудников УГРО во главе с Виктором Ивановичем Кистановым. В первую очередь нужно было уста­новить личность погибшей. Опросили сотни людей, в газете «Уральский рабочий» поместили фото для опоз­нания. Но все тщетно. А через неделю в ОВД явились двое родс­твенников жертвы – муж и приехавшая из Свердловска мать. Мать ничего не смогла объяснить следствию – в последние месяцы она общалась с дочерью Ириной только по телефону. Муж же уверял, что проводил жену в Свердловск, к матери. Он, дескать, сам покупал Ирине билет. Даже свидетельницу привел, которая видела, как он махал вслед уходящему поезду. Казалось, следствие зашло в тупик. И тогда в опе­ративной группе устроили «мозговой штурм». Отраба­тывались любые версии, даже на первый взгляд абсур­дные.
– А вы заметили, как у «нашего мужа» ногти остри­жены? – Ну и как? – Да под самый корень – чуть ли не на половину ног­тевой пластины. Это ведь не только неприятно, но даже больно... – А голова как мастерски отрезана! Заметьте – не топором срублена, ее как будто мясник-профессионал аккуратно отделил. – Ага!!! А «наш муж» раньше жил в Казахстане и работал на кошаре – баранов резал. – Опаньки! Надо бы обыск в его квартире произвес­ти! – предложил кто-то.
Но веских причин для обыска не было, и санкцию прокурор давать не хотел. Тем не менее, оперативники сумели найти серьезные основания и получили-таки ор­дер на обыск. Перерыли всю квартиру, но поиски были тщетными – квартира не просто была тщательно убра­на и вымыта, а буквально вылизана. Тогда принялись за ванную комнату. Обратили внимание на свежезатертую раствором щель между ванной и стеной. Это вызвало удивление – у человека траур, а он ремонтом занялся. Подковырнули замазку и обнаружили бурые пятна, по­хожие на кровь. Образцы отправили на экспертизу. Так у следствия появились неопровержимые дока­зательства – кровь принадлежала убитой. Свидетели (друзья, знакомые, соседи) в своих показаниях говори­ли о том, что супруги часто ссорились, дело шло к разводу. Были и другие весомые доводы. И тогда подозреваемый сдался. Оказалось, что жена действительно собиралась уехать к матери в Свердловск. Муж был категорически против. Из-за этого разгорелась ссора. Сначала ругались тихо – в комнате спал ребенок. Но потом страсти накалились до предела. В порыве бешенства «муж» на­кинул сзади на шею жене шнурок и сдавил ей горло... – Я только хотел ее как следует припугнуть – что­бы не выпендривалась, – оправдывался он.
А потом, когда отпустил шнурок, понял – удавил насмерть. Испугался сильно. Решил избавиться от трупа. Затащил в ванну и расчленил, а потом части тела разбросал в разных районах Краснотурьинска. Он указал, где искать руки, ноги, грудь... Все это было, так же как и голова, отрезано очень профессио­нально и... аккуратно.
После был шумный судебный процесс. Членов же оперативной группы за мастерски раскрытое преступле­ние наградили денежными премиями, а Анатолия Никола­евича - нагрудным знаком «За отличную службу в МВД». Не удалось бабуле обмануть Казалось бы, постоянно имея дело с отъявленными негодяями, пытающимися всеми правдами-неправда­ми уйти от уголовной ответственности, недолго и са­мому ожесточиться. Но с Бережным этого, к счастью, не произошло. – Ни одного подследственного, ни разу не уда­рил, – говорил он. – Сила не в том, чтобы отвести душу – кулаки почесать о беззащитного в данный мо­мент человека, а в том, чтобы суметь разговорить его и вывести на чистую воду. Этому меня учили старшие товарищи: заставь себя уважать и честь мундира бе­реги смолоду.
И его уважали. Было за что. Однажды произошел такой, казалось бы, заурядный случай. Поступило за­явление от старенькой бабулечке о пропаже у нее из дома большой суммы денег. Все подозрения падали на молодую женщину, которая ухаживала за ней – старуш­ка из дома почти не выходила.
Приехали с проверкой. Опекунша оказалась довольно симпатичной, ухо­женной – на каждом пальчике поблескивало по золото­му колечку. Она, узнав, в чем дело, заплакала: «Ничего я не брала! У меня и своих денег хватает, чужого не возьму никогда!» Казалась искренней. Для установления истины молодую женщину усадили в УАЗик, что­бы доставить в отделение милиции. А Анатолий Нико­лаевич вдруг засомневался – да, не похоже, чтобы эта миленькая дамочка промышляла воровством. Прихва­тив с собой участкового, вернулся в дом к старушке. Та не ожидала их возвращения и как-то странно засуети­лась, прикрывая вход в кухню.
– Вот, решили еще раз осмотреть помещение, – опер направился прямиком в кухню. – А чего тут смотреть-то?.. – бабуля метнулась было к кухонному столу, но Бережной ее опередил и аккурат­но отстранил.
Открыв стол, начал по одной пе­ребирать тарелки, сложенные стоп­кой. И там-то, между тарелками, и нашел спрятанные деньги – именно ту сумму, о которой говорила «по­терпевшая». Укоризненно взглянув на притихшую бабку, составил со­ответствующий протокол. А потом поспешил в УАЗазик – успокоить за­ливавшуюся слезами женщину и отвезти ее на работу. Вечером Анатолий Николаевич не поленился наведаться к ней до­мой и принести свои личные извине­ния. Лиза, конечно, его простила, а потом даже написала благодарность в газету – за так­тичность и человечность. Бережной ушел на пенсию в звании майора в отставке. За период службы был награжден медалью «За безупречную службу» I, II, III степеней, медалью «200 лет МВД России», нагрудным знаком «За отличную службу в МВД», ценными подарками, благодарностями, денежными премиями. А различным ведомственным почетным грамотам, которые Анатолий Николаевич бережно хранил в спе­циальной папке, не счесть числа. Среди них две «за хорошую раб­коровскую работу». Часто вспоминал своих коллег – и своих на­ставников, и молодых оперов, которых приходилось учить. Анатолий Николаевич говорил: «Горжусь, что мне довелось работать с такими замечательными специалистами, как М.Е. Курочкин, В.А. Корсак. Рад, что на моих глазах выросла талант­ливая молодежь. Достойная смена нам, старикам». Не забывал старый опер и родное ОВД навестить, поинтересоваться, как идет работа. Анатолия Николаевича Бережного уже нет с нами, но его портрет – на стенде отдела полиции, в ряду почетных ветеранов. Наталья Андреева, инспектор отдела полиции 5 октября служба уголовного розыска отмечает 99-летие со дня создания. Коллектив и руководство отдела полиции "Краснотурьинский" поздравляет всех ветеранов, действующих сотрудников с памятной датой и желает  здоровья, благополучия, успехов. Присоединяемся к поздравления! На его счету десятки раскрытых тяжких уголовных преступлений, проделана огромная работа по профилактике преступности. Фото: отдел полиции "Краснотурьинский"  

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных