28 августа в преддверии начала учебного года в Волчанске состоялось традиционное педагогическое совещание. Как правило, на нем подводят итоги прошлого года и ставят перед собой новые задачи. С докладом выступила начальник местного отдела образования Ольга Адельфинская. Говорила о успехах, достижениях.
Традиционные выступления прервал доклад директора школы №26 Сергея Воронина о состоянии и проблемах развития муниципальной системы образования в городе. Выступление Воронина запланировано не было, в конце пленарного заседания он обратился к участникам конференции (около 120 человек) и попросил уделить ему время. Получив одобрение, он обратился к собравшимся.
– Нужно отметить, что доклад зачитывался в полнейшей, если не сказать - «мертвой» - тишине. Аплодисменты по его завершению и слова благодарности и поддержки от коллег позволяют судить о том, что по существу содержание доклада созвучно мнению как минимум значительной части учителей и воспитателей города, – говорит сам Сергей Александрович.
В своем докладе Воронин критиковал работу местного отдела образования и приводил в пользу своих слов конкретные аргументы.
Текст доклада:
«Добрый день, коллеги.
Я попытаюсь говорить не только как директор школы. Постарайтесь воспринимать мое выступление как мнение человека, который взял на себя право и ответственность выразить мысли, думаю, значительной части педагогического и не только сообщества нашего города.
Я прошу, не перебивая, выслушать меня, и, если возникнут вопросы, я готов ответить на них. Конференция как форма обсуждения вопросов предполагает активное участие в принятии решений не только членов Президиума. Резолюция августовского совещания – это коллективно принимаемый документ. Она должна отражать мнение сообщества относительно актуальных и злободневных процессов, которые происходят в системе образования Волчанска.
Недопустимо демонстрировать благодушие и стремление сгладить противоречия, упорно игнорируя тот факт, что проблемы имеются и что их масштаб и степень серьезности по-разному оцениваются различными сторонами образовательных отношений.
Из всего комплекса противоречий на первый план в течение последних лет вышли те, которые могут быть названы управленческими. Необходимо признать сам факт наличия серьезных конфликтов в системе образования Волчанска. К сожалению, они носят периодически повторяемый характер. У них различная направленность, но неизменный источник конфликтности. Подчеркиваю – именно источник. Стороной, которая порождает конфликты, обостряет их и упорно не желает принимать другую точку зрения является учредитель. Нужно быть слепым, чтобы не замечать очевидного – сравнительно недавно, еще несколько лет назад, при возникновении противоречий (а это неизбежно в любой сложной системе), конфликты разрешались совсем по-другому - без взаимных обвинений, за столом переговоров, с уважением к АРГУМЕНТИРОВАННОМУ мнению сторон. А не просто потому, что кто-то считает так-то и именно так оно и будет. А несогласные – сидите и помалкивайте. Наличие ВЛАСТИ само по себе не дает право считаться правым. Тем более, что руководители и коллективы, к кому эта власть применяется очень часто являются профессионалами и экспертами в своем деле как минимум не менее компетентными.
Я позволю перечислить те противоречия, которые конфликтно пытались быть решены за истекший учебный год, но так и остались неразрешенными. Да они и не могут быть решены применяемыми средствами. Можно погасить их на время, можно заставить молчать недовольных, можно, в конце концов, изолировать несогласных, уволив их или вынудив уйти. Итог печальный – кадровый потенциал города не настолько богат, чтобы разбрасываться классным специалистами – учителями и руководителями. Близорукость при принятии решений, которые губят систему образования, складывавшуюся на протяжении десятилетий - недопустима.
Итак, просто перечисление:
1. Завершение реорганизации школ в Северной части Волчанска. Никто так и не потрудился отчитаться об эффективности (в широком смысле этого слова) предпринятого шага. Помимо многочисленных вопросов, которые тяжелым грузом остаются висеть в воздухе, непонятным остается коллективное самоубийство школы, в здании которой мы находимся. Столько лет ведя разговоры о поддержании традиций и гордости за это заведение – молча и безропотно принять факт практической самоликвидации.
2. Смена организационно-правовых форм образовательных организаций в городе с казенных на бюджетные и автономные учреждения. Исключительная инициатива учредителя. Будем откровенны: непродуманная, необоснованная, не учитывающая мнение коллективов. И хуже того – с коллективами даже не попытались обсудить необходимость этого шага. В очередной раз просто поставили перед фактом.
3. Произвол с распределением и перераспределением финансовых средств, выделяемых на модернизацию образовательного процесса. Руководителей учреждений просто ставят перед фактом, задним числом обосновывая принятые решения. Сложно судить о мотивах подобных поступков, но поневоле задумываешься о влиянии личных отношений (приязненных или не очень). Причем эти субъективные отношения в конечном итоге ставят в неравные условия получения образования наших воспитанников и учеников.
4. Кадровые решения в отношении руководителей. Где-то – формально обоснованные соответствующим образом сформированными комиссиями, как это было в отношении назначения руководителя реорганизованной школы №23, а в каких-то случаях – просто и изящно – «без объяснения причин» - как в отношении директора школы №26.
5. Конфликтная ситуация с выполнением планов по достижению показателей заработной платы воспитателей в дошкольных учреждениях в конце 2013 года. С разбором полетов в отношении лиц, посмевших поднять этот вопрос.
6. Откровенный субъективизм при рассмотрении наградных материалов на уровне отдела образования. Удивляет даже не сам факт распределения наград по квотам, сколько факт отклонения без объяснения причин кандидатур, в отношении которых есть мотивированное ходатайство трудовых коллективов.
7. Вмешательство в права и полномочия трудовых коллективов при утверждении уставов. Поощрение фактического подлога этого документа. Как это было в отношении устава школы №26.
8. Подготовка и принятие документов муниципального уровня, которые должны гарантировать права коллективов и ни в коей мере не ухудшать существующее положение. В отношении Примерного положения об оплате труда работников образовательных учреждений это не выполнено.
9. Практически полная изоляция отдела образования от оказания методической, организационной и научной помощи в реализации образовательных программ. Отдел все более становится контрольно-карающим органом в системе, устраняясь от оказания функций координации и обеспечения реализации образовательных задач.
Это лишь то, что на поверхности. То, что не замечать уже невозможно. Делать вид и убеждать, что конфликты есть просто потому, что есть конфликтные люди, вроде меня, уже не помогает. Нужно согласиться с тем, что существует почва для конфликтов, а именно - отсутствие достаточной компетентности, культуры, такта и просто понимания ответственности за последствия принимаемых решений. Усугубляется это убежденностью во вседозволенности и не подотчетности перед педагогическим сообществом.
Исходя именно из этого, в итоговую Резолюцию сегодняшнего совещания предлагаю внести следующее:
1. Педагогическое собрание настоятельно рекомендует учредителю образовательных организаций Волчанска, а также органу, выполняющему функции учредителя – отделу образования – при принятии решений, затрагивающих интересы коллективов и прочих участников образовательных отношений, проводить объективную, всестороннюю и тщательную экспертизу последствий. Прислушиваться к мнению представителей коллективов. Не допускать игнорирования интересов коллективов, стремиться к решению возникающих проблем демократическими процедурами. Руководствоваться принципами коллегиальности и взаимного уважения безотносительно к служебному положению и объема властных полномочий. Власть – это инструмент права для установления справедливости, а не произвола.
2. Рекомендовать ускорить создание общегородской профсоюзной организации, создав условия для проведения общегородской учредительной конференции работников образования (бюджетной сферы) в ближайшее время. Создание профсоюзной организации подразумевает отказ от вмешательства в этот процесс и стимулирование включения в руководящие органы профсоюза по-настоящему активных, независимых и самостоятельных членов педагогических коллективов, способных представлять и защищать истинные интересы педагогического сообщества.
Полагаю, что мое выступление ни в коей мере не оставит осадка у сторон и, уж тем более, не станет основанием для продолжения преследования.
Предложение уйти в отставку по причинам несогласия даже не рассматриваю. Интересы коллектива и системы образования в целом буду отстаивать до тех пор, пока чувствую поддержку. К тем немногочисленным, но по-настоящему серьезным успехам, которые демонстрирует школьное образование Волчанска имею непосредственное отношение и быть молчаливым свидетелем его разрушения мне не позволяют убеждения. Спасибо за внимание и, надеюсь, понимание.»