В минувшую пятницу, 30 мая, в Волчанск вернулся местный житель, который последние несколько лет проходил принудительное лечение в условиях специализированного стационара в Екатеринбурге. После совершения зверского убийства. Тогда мужчина был признан невменяемым, сегодня он отпущен на свободу и держит в страхе всех своих соседей – жителей дома №52 на улице Угольной.
Мимо двери в квартиру Анатолия соседи ходят на цыпочках, как можно тише. Чтобы он не услышал и не вышел. Фото: Сергей Лефлер, «ВК»
Напомним, что трагедия на этой улице разыгралась на этой улице 2 октября 2010 года. Тогда 40-летний Анатолий насмерть зарубил топором проходящего мимо пенсионера. Они даже не были знакомы. Убийцу задержали очевидцы происшествия и передали его полицейским, однако даже бывалые стражи порядка были потрясены: тело жертвы было изуродовано множественными рублено-резаными ранами от головы до ног, а обе стопы пожилого мужчины были отрублены и лежали рядом в осенней листве. В нескольких метрах от тела оперативники нашли и орудие убийства – топор.
Позже выяснилось, что кровь на топоре принадлежала не только случайному прохожему, но и
78-летней Валентине Федоровне – соседке Анатолия, на которую он напал незадолго до убийства пенсионера. К счастью, врачам удалось спасти пострадавшую бабушку.
Было заведено уголовное дело по части 1 статьи 105 УК РФ «Убийство", за что законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет, однако Анатолий в тюрьму не отправился. Мужчина говорил, что ничего не помнит, а убивать его заставляли некие овладевшие им таинственные голоса – в качестве наказания его отправили на принудительное лечение.
И вот спустя три с лишним года он снова на свободе. Человек, сообщивший в редакцию о возвращении опасного соседа, фотографироваться наотрез отказался, имя попросил не указывать, так как боится за свою жизнь. Впрочем, как оказалось, вернувшийся мужчина держит в страхе абсолютно всех соседей в 12-квартирном доме – они до сих пор не могут поверить, что Толик снова живет рядом с ними.
– Его старший брат привез на машине, показывал нам документы о лечении, якобы, все чисто, – разводят руками соседи.
...Возле подъезда двухэтажки общаются две пенсионерки, а когда речь заходит об Анатолии, начинают говорить в полголоса: "Ты потише шуми, мы боимся вообще-то, ладно хоть голову сразу отрубит – хорошо, а глядишь наполовину разрубит и будешь живая мучиться», – говорит одна из бабушек, в ее словах не прослеживалось и доли иронии. Страшное утро октября-2010 живо в памяти.
Впрочем, помнят они и те времена, когда Анатолий был обычным, здоровым человеком и работал на вахтах. "Он ключи оставлял нам, лично я ходила, его кошку кормила", – вспоминает одна из соседок.
Обеспокоена возвращением своего соседа и 33-летняя Евгения, мать четверых детей. По ее словам, ей бывает страшно выходить в свой подъезд. И разговаривать она предпочла шепотом.
– Все его опасаются, пьет ли он какие-то лекарства – я не знаю. В подъезде уже пересекались, мне показалось, взгляд у него страшный, – говорит женщина.
Соседи рассказывают, как ездили в полицию и психиатрическую больницу, хотели узнать, на каком основании Анатолий был отпущен так скоро, но ничего вразумитеьного не выяснили – все лишь пожимают плечами.
Пожалуй, больше всех неприятных воспоминаний вернувшийся Толик вызывает у Валентины Федоровны – той самой, которая в 2010 году после удара топором в голову оказалась на больничной койке.
– Я его сегодня первый раз видела, стояла с женщиной во дворе, он подошел и поздоровался, сказал что выпустили, а я с перепугу даже забыла, как его зовут, потеряла дар речи... Постоял он рядом пару минут и молча ушел, – рассказывает пенсионерка, а вспоминая тот день, показывает шрам на лице и отрубленную мочку уха. Она, как и другие, отмечает, что сосед сегодня выглядит странно и сравнивает его лицо с искусственным манекеном.
– В тот день, 2 октября, ко мне пришла соседка, сказала, что боится Толика, который бегает с топором. Я попыталась ее успокоить, мол, не бойся, он нас не тронет. Мы вообще в хороших дружеских отношениях с его мамой были, да и сам он относился ко мне, как к своей, и если что-то его просила, то помогал, – вспоминает она. – Поэтому без особого опасения я пошла поговорить с ним. Дошла до площадки между этажами, но его нигде не было видно, развернулась и назад пошла. Где он умудрился спрятаться – непонятно, но, заходя домой, я по привычке махнула дверью, чтобы она захлопнулась сама... Дверь не закрылась… Я резко развернулась и увидела Толика, замахивающегося на меня топором... Не помню, как удалось уклониться, но удар прошел вскользь. Он закричал громко, как Тарзан, и убежал – зарубил насмерть первого встречного. А я прижала к ране полотенце и позвала на помощь соседей...
В волчанском отделении полиции от комментариев отказались, заявив, что такие люди у них на учете не состоят – занимается ими психиатрическая больница, которая должна предоставить им сведения, что Анатолий встанет на учет. Впрочем, полицейские признались, что уже в курсе проблемы, но поделать они ничего не могут.
В психиатрической больнице №10 Ирина Лаврова, заместитель главного врача, рассказала, что в их больницу пришло лишь сообщение о выписке, а подробный эпикриз – сведения о болезни – еще не получен. Но ознакомиться с этим документом все равно бы не получилось.
- Информацию о том, какими психическими расстройствами страдает данный гражданин, выдать никаким образом не могу, это закрытые сведения, доступны они лишь следствию в рамках уголовного дела. Анатолий проходил принудительное лечение в условиях специализированного психиатрического стационара и по окончанию срока лечения были поданы документы в суд о прекращении лечения, иными словами – выписали его по решению суда. По заключению врачей человек здоров, но он будет находиться в группе активного динамического наблюдения и должен будет регулярно посещать психиатра, – пояснила Ирина Сергеевна.
Будут ли эти посещения обязательными, врач не сказала, добавив, что у Анатолия есть родственники, которым не мешало бы тщательнее следить за своим близким.