Тарифы ОСАГО собираются повысить еще на 60%

Весной этого года российских автомобилистов ждет неприятный сюрприз — пересмотр тарифов ОСАГО. Как стало известно Znak.com, страховщики намерены настоять на как минимум 60-процентом увеличении, то есть водитель среднестатистической легковушки будет платить на 3-4 тысячи рублей больше. Более того, страховщики надеются вообще избавиться от ценового регулирования в сфере ОСАГО. Правозащитники уверены, что страховщики хотят слишком многого. Автомобильные правозащитники считают, что Эльвира Набиуллина не даст страховщикам получать сверхприбыли Автомобильные правозащитники считают, что Эльвира Набиуллина не даст страховщикам получать сверхприбыли 1 октября 2014 года в силу вступили новые тарифы ОСАГО, стоимость этого вида страхования повысилась на 23-30% в зависимости от региона (до этого тариф не пересматривался 11 лет). Но спустя всего четыре месяца страховщики готовы настаивать на новом повышении. «Рост курса доллара и девальвация рубля в декабре - начале января практически полностью свели на нет эффект от повышения базового тарифа, так как стоимость запчастей и, соответственно, стоимость ремонта растет», — объяснил гендиректор ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. «Стоимость запчастей выросла в два раза, если мы говорим об иномарках. По отечественным автомобилям — чуть меньше, но тоже существенный рост», — подтвердил глава СК «Северная казна» Александр Меренков. Маркаров утверждает, что тариф «должен соответствовать тому объему обязательств, который возложен на страховщиков», в противном случае на страховом рынке разразится коллапс. «Мы и так последние полтора года являемся свидетелями массового исхода страховщиков из регионов. Если вопросы снижения убыточности не будут решены, тенденция по уходу компаний с рынка ОСАГО и сокращению портфелей продолжится. Пострадают в конечном итоге потребители», — утверждает руководитель «РГС». С тем, что тариф надо пересматривать, согласны и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). «Позиция ведущих экспертов страхового рынка — тарифы должны быть повышены на 60%, чтобы ОСАГО перестало быть убыточным», — заявил президент РСА Игорь Юргенс. Он назвал еще один мотив — с 1 апреля этого года возрастет лимит страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего в ДТП (со 160 до 500 тыс. рублей). Изменится также круг выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего: добавят лиц, у которых потерпевший находился на иждивении. В РСА готовы настаивать на том, что с учетом сложившихся экономических реалий вопрос тарифообразования нужно решать кардинально. «Кардинальным решением вопроса является введение свободного, а не фиксированного со стороны государства тарифа в абсолютном рублевом измерении. С этим государство согласно, по крайней мере Центробанк. Однако это весьма сложное социальное решение, к нему надо подойти», — отмечает Юргенс. По мнению Меренкова, оптимальным сейчас был бы более скромный шаг — повышение тарифа на 25%. «Вряд ли люди потянут больше», — пояснил страховщик. Автоправозащитники не оспаривают тезиса о том, что маржинальность страхового бизнеса вследствие скачка стоимости на запчасти и ремонтные работ сократилась. Складывающееся положение дел они обрисовывают даже резче, чем сами страховщики. «Дурдом полный», — заверил известный на Урале автоправозащитник Кирилл Форманчук. Ценники на запчасти, по его словам, сейчас переписываются в большую сторону чуть ли не каждые три часа. «Все просто: в России нет запчастей, поэтому «Exist» и другие интернет-магазины, работающие от поставщиков напрямую, ввели лимиты на расчёты по заказу. В том же «Exist» лимит сначала был 12 часов, сейчас уже три часа. Если в течение этого времени заказ не оплатили, опять обновляют цену. Раньше можно было платить хоть неделю», — описывает ситуацию Форманчук. «По автодилерам отдельная проблема — с декабря они запчасти не поставляют совсем. Если раньше у них работали центральные склады, то теперь они не знают, что будет завтра с долларом, и запчастей не дают. Велят приезжать на ремонт со своими запчастями. «Оками» (дилер Hyundai, Nissan, Mitsubishi, Ford, Citroen), Nissan, BMW, Mercedes, Toyota — почти у всех так. Результат — дилеры стоят без работы», — утверждает Форманчук. Выросли цены на услуги. По его словам, «Штерн» (дилер Mercedes в Екатеринбурге) поднял нормо-час с 2700 до 4500 рублей. Но Форманчук считает, что это отнюдь не повод требовать пересмотра тарифов ОСАГО. «Средняя выплата по полису не меняется в течение пяти лет, она колеблется в пределах 26-30 тыс. рублей в зависимости от региона. Это открытые цифры РСА. Когда правительство принимало закон об ОСАГО в 2003 году, оно рассчитывало на сумму средней выплаты в 90 тыс. рублей. За 12 лет мы так и не достигли этой планки. Весь вой об убыточности ОСАГО для страховщиков — это полная фикция», — заявляет правозащитник. «При старом лимите выплат в 120 тыс. рублей (до октября 2014 года — прим. ред.) была еще такая услуга, как ДОСАГО (дополнительное страхование автогражданской ответственности — прим. ред.). Оно расширяло лимит выплат до 1 млн рублей и стоило 700-1000 рублей. При этом договор ОСАГО с лимитом 120 тыс. стоил 4-5 тыс. рублей. Почему? Потому что рисков таких не было, и страховщики все это отлично знали. Выплаты по верхнему пределу лимита составляли 7%. То есть лимит выплат и тариф, который теперь платят все, повысили ради этих 7%», — привел еще один довод Форманчук. В Федерации автовладельцев России (ФАР) с ним полностью согласны. «Практика последних нескольких лет показывает, что на счетах страховщиков осело порядка 182 млрд рублей. На данный момент выплаты по ОСАГО у них не превышали 55% от собранных премий в год», — сообщил руководитель ФАР Сергей Канаев. По его мнению, резерв страховщиков «не в повышении тарифных ставок, а в снижении своих расходов на судебные издержки»: «Почти треть сумм они выплачивают по судам, потому что неоправданно занижают либо отказывают в выплатах». Форманчук назвал еще один скрытый резерв: «Минимум 50% страховых выплат уходит в откаты. Есть такое понятие — направление на ремонт. Человек приходит со страховым случаем, его направляют в сервис, реально его ущерб на 100 тыс. рублей, там рисуют 200, разницу пилят между собой. У меня друг занимается автостеклами, каждый месяц он в страховые отдает 8 млн рублей. И потом вдруг ОСАГО становится убыточным». Вместо того чтобы исправлять ситуацию, считают в ФАР, страховщики пустились во все тяжкие. «Самая распространенная уловка — обязать автостраховщика заключить дополнительное страхование, например жизни (практика распространена в том же «Росгосстрахе» — прим. ред.). Вторая уловка — ликвидация понижающих коэффициентов за безаварийную езду из базы РСА. Третья — махинации при выплатах. Это занижение страховой суммы плюс сейчас они ввели понижение выплат согласно единому реестру запчастей (введен с 1 декабря 2014 года — прим. ред.)», — перечислил самые распространённые примеры нечистоплотности автостраховщиков Канаев. Сам он, к слову, на прошлой неделе стал жертвой одной из таких уловок. «Начал страховать свой автомобиль в одной из известных страховых компаний. Мне говорят, что мой понижающий коэффициент за безаварийную езду из базы РСА исчез. Это мошенничество, по-другому и назвать не могу, но это дает страховщикам колоссальные деньги», — поделился руководитель ФАР. Правозащитники настаивают на том, что сейчас первоочередная задача — пересмотреть утвержденную ЦБ единую методику расчета убытков, где прописаны цены на нормо-часы и на запчасти. «Реестр запчастей составлялся еще летом 2014 года, и даже тогда, мы анализировали эту ситуацию, он в разы отличался от реальных цен. Грубо говоря, если на рынке запчасть стоила 100 рублей, то согласно реестру — 50. Я считаю, что в их базе специально были забиты ошибки», — отметил Канаев. Неадекватность цен подтверждает и Форманчук. Корректировку он ожидает к маю этого года. О намерении страховщиков лоббировать вопрос повышения тарифов автоправозащитники знают. «Готовимся к новому витку противостояния», — заявил Канаев. Как и РСА, особые надежды руководство Федерации автовладельцев возлагает на регулятора — ЦБ РФ, а именно на главу банка Эльвиру Набиуллину. «Уверен, что она будет действовать согласно закону. Она всегда помогала нам, даже когда была еще советником президента. И я знаю, какое давление было тогда со стороны страховщиков. Как будет дальше, не знаю. Но здесь определяет не один человек, а соотношение сил. Пока в правительстве Шувалов, а в Центробанке — Набиуллина, я думаю, что все будет во взаимных интересах. Если позиции сменятся, у страховщиков появится больше возможностей», — заметил руководитель ФАР. Игорь Пушкарев, Znak.com.

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных